Cadillac 1959 года — один из символов автомобиля середины XX века.
Современный автомобиль Volkswagen Scirocco.
Автомоби́ль (от др.-греч. αὐτο — сам и лат. mobilis — движущийся), автомаши́на — самоходное безрельсовое транспортное средство, предназначенное для передвижения по суше.
Классификация
-
Легковой автомобиль BMW 315
Грузовой автомобиль (грузовик)
Lamborghini Gallardo — спортивный автомобиль
Volkswagen Dune Buggy — багги
- Легковой автомобиль —
полной массой не более 3500 кг для перевозки пассажиров (от 1 до 8, не
включая водителя) и багажа. Легковые автомобили выпускаются с закрытыми
кузовами (седан, лимузин, купе, хэтчбек, универсал и фургон) и с кузовами, верх которых убирается (кабриолет, родстер, ландо и фаэтон).
- Грузовой автомобиль
(грузовик) — автомобиль для перевозки грузов. На грузовых шасси
выпускают также автомобили специализированного и специального
назначения.
- Автомобиль особо большой грузоподъёмности —(другое название)фура автомобиль, автопоезд или другое автотранспортное средство, нагрузки на ось которого превышают 120 кН (12 тонн силы), а габарит по ширине — более 2,5 м.
- Автомобиль повышенной проходимости —
легковой или грузовой автомобиль с приводом на все колёса,
приспособленный для передвижения вне дорог с твёрдым покрытием.
Автомобили повышенной проходимости оснащают трансмиссиями с расширенным
диапазоном передаточных чисел, а также шинами со специальным рисунком
протектора, часто с централизованной регулировкой давления в шинах и
прочими техническими особенностями.
- Внедорожник —
легковой автомобиль, приспособленный для передвижения вне дорог. Имеют
привод на все колёса, с принудительными блокировками (или жёстким
включением) межосевых и межколёсных дифференциалов, повышенным
клиренсом, шины со специальным рисунком протектора, расширенный ряд
передаточных чисел трансмиссии и прочие технические особенности.
- Вседорожник —
легковой автомобиль, приспособленный для передвижения по дорогам всех
типов, в том числе без твердого покрытия (грунтовым и полевым).
Вседорожники обычно характеризуются приводом на все колёса, повышенным
клиренсом.
- Багги — лёгкий внедорожник для езды по песку. Обычно имеет открытую рамную конструкцию.
- Пикап —
грузопассажирская модификация на базе легкового автомобиля или
вседорожника с открытой платформой с задним откидным бортом.
Грузоподъёмность от 150 до 4500 кг.
- Плавающий автомобиль (автомобиль-амфибия)
- Летающий автомобиль
- Спортивный автомобиль — автомобиль имеющий высокие скоростные качества, повышенную мощность мотора и низкую посадку кузова.
- Гоночный автомобиль — автомобиль, созданный специально для спортивных соревнований.
- Рекордно-гоночный автомобиль —
автомобиль, созданный специально для установления рекордов для
автомобилей (обычно на специальной трассе, без конкурирующих
автомобилей, исключительно по секундомеру).
- Автобус — автомобиль для перевозки более 8 пассажиров, не являющийся троллейбусом.
- Троллейбус — автомобиль, предназначенный для перевозки более 8 пассажиров, с питанием электроэнергией от внешнего контактного провода.
По типу двигателя:
Автомобили специального назначения (колёсные):
- гражданского назначения
- военного назначения
Автомобили специализированные (колёсные):
Производство автомобилей
Производитель автомобилей — автозавод, компания, фирма, занимающаяся разработкой, изготовлением или сборкой автомобилей.
Крупнейшие производители за три квартала 2009 года[1]:
- Volkswagen — 4,4 млн шт., доля на глобальном авторынке — 11,7 %.
- Toyota — 4 млн шт.
- Ford — 3,7 млн шт.
- General Motors — 3,6 млн шт.
- Renault-Nissan — 1,22 млн шт.
- Daimler-Chrysler — 0,58 млн шт.
История
Первые известные чертежи автомобиля (с пружинным приводом) принадлежат Леонардо да Винчи (стр. 812R Codex Atlanticus), однако ни действующего экземпляра, ни сведений о его существовании до наших дней не дошло. В 2004 году эксперты Музея истории науки из Флоренции смогли восстановить по чертежам этот автомобиль, доказав тем самым правильность идеи Леонардо. В эпоху Возрождения
и позже в ряде европейских стран «самодвижущиеся» тележки и экипажи с
пружинным двигателем строились в единичных количествах для участия в
маскарадах и парадах.
В 1769 году французский изобретатель Кюньо испытал первый образец машины с паровым двигателем[2], известный как «малая телега Кюньо», а в 1770 году —
«большую телегу Кюньо». Сам изобретатель назвал её «Огненная телега» —
она предназначалась для буксировки артиллерийских орудий.
«Тележку Кюньо» считают предшественницей не только автомобиля, но и паровоза, поскольку она приводилась в движение силой пара. В XIX веке дилижансы на паровой тяге и рутьеры (паровые тягачи, то есть безрельсовые паровозы) для обычных дорог строились в Англии, Франции и применялись в ряде европейских стран, включая Россию, однако они были тяжёлыми, прожорливыми и неудобными, поэтому широкого распространения не получили. В 1791 году русским изобретателем Иваном Кулибиным была изготовлена «самокатная повозка».
Были отдельные случаи построения легковых автомобилей как предметов роскоши. Так, в историю вошёл La Marquise (официальное название — De Dion-Bouton et Trepardoux), построенный в 1884 году и работавший на паровой тяге.
Появление лёгкого, компактного и достаточно мощного двигателя внутреннего сгорания открыло широкие возможности для развития автомобиля. В 1885 году немецкий изобретатель Г. Даймлер, а в 1886 году его соотечественник К. Бенц изготовили и запатентовали первые самодвижущиеся экипажи с бензиновыми двигателями. В 1895 году К. Бенц изготовил первый автобус с ДВС. В 1896 году Г. Даймлер изготовил первое такси и грузовик. В последнем десятилетии XIX века в Германии, Франции и Англии зародилась автомобильная промышленность.
В первой четверти XX века широкое распространение получили электромобили и автомобили с паровой машиной. В 1900 году примерно половина автомобилей в США была на паровом ходу, в 1910-х в Нью-Йорке в такси работало до 70 тыс. электромобилей.
В том же 1900 году Фердинанд Порше
сконструировал электромобиль с четырьмя ведущими колёсами, в которых
располагались приводящие их в движение электродвигатели. Через два года
голландская фирма Spyker выпустила гоночный автомобиль с полным приводом, оснащённый межосевым дифференциалом[3].
В 1906 году паровой автомобиль фирмы Stanley установил рекорд скорости — 203 км/ч. Модель 1907 года проезжала на одной заправке водой 50 миль.
Необходимое для движения давление пара достигалось за 10-15 минут от
запуска машины. Это были любимые машины полицейских и пожарных Новой Англии.
14 мая 1913 года в гонках по Санкт-Петербургу, на Волхонском шоссе,
преодолена скорость 202,1 км/ч. Русская автогонщица Римская-Корсакова
разогнала автомобиль до 110 км/ч. Иван Иванов разогнал автомобиль
«Руссо-Балт» до 129,7 км/ч.[4]
Братья Стэнли производили около 1000 автомобилей в год. В 1909 году братья открыли первую в Колорадо гостиницу
люкс-класса, и от железнодорожной станции до гостиницы гостей возил
паровой автобус, что стало фактическим началом автомобильного туризма.
Фирма Stanley выпускала автомобили на паровом ходу до 1927 года.
Несмотря на ряд достоинств (хорошая тяга, многотопливность) паровые
автомобили сошли со сцены к 1930-м из-за своей неэкономичности и
сложностей при эксплуатации.
Немалый вклад в широкое распространение автомобильного транспорта внёс американский изобретатель и промышленник Г. Форд, с 1913 года внедривший конвейерную систему сборки автомобилей.
В 1923 году фирма Бенца изготовила первый грузовой автомобиль с двигателем Дизеля.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
|